Что такое смарт-контракты?

Поделиться
Copied to clipboard!
Что такое смарт-контракты?
Прослушать статью
00:00 / 00:00

Ник Сабо впервые описал технологию смарт-контрактов в 1990-х годах. Он определил смарт-контракты как инструмент, который формализует и защищает компьютерные сети путем объединения протоколов с пользовательским интерфейсом. Сабо также обсуждал потенциальное применение смарт-контрактов в различных областях, которые включают в себя общественные отношения договорного характера, такие как кредитные соглашения, обработка платежей и управление авторскими правами.

В мире криптовалют смарт-контракт - это приложение (или программа), работающее на блокчейне. Как правило, он выступает в качестве цифрового соглашения, которое подкрепляется определенным набором правил. Эти правила предопределены компьютерным кодом, который реплицируется и выполняется всеми узлами сети.

По существу, применительно к блокчейну, смарт-контракты позволяют создавать доверительные протоколы. Это означает, что обе стороны могут взять на себя обязательства через блокчейн, без знания или доверия друг к другу. Участники данного процесса могут не беспокоится о правильности выполнения обязательств, поскольку если условия не будут удовлетворены то контракт аннулируется. Помимо этого, использование смарт-контрактов может устранить необходимость в посредниках, значительно снижая операционные расходы.

Хотя протокол биткоина уже много лет поддерживает смарт-контракты, они были популяризованы создателем и соучредителем Ethereum Виталиком Бутериным. При этом каждый блокчейн может представить другой метод реализации смарт-контрактов. 

В центре внимания этой статьи смарт-контракты, работающие на виртуальной машине Ethereum (EVM), которая является важнейшей частью блокчейна Ethereum.


Как это работает?

Простыми словами, смарт-контракт работает как детерминированная программа. Она выполняет определённые действия, когда соблюдены заданные условия. Исходя из этого, система смарт-контрактов часто использует "if… then…" выражения. Несмотря на общепринятую терминологию, смарт-контракты не являются ни контрактами в юридическом смысле, ни "умными". Это всего лишь фрагменты кода, запущенного в распределенной системе (в блокчейне).

В сети Ethereum смарт-контракты отвечают за выполнение операций между пользователями (адресами). Любой адрес, не являющийся смарт-контрактом, называется личным аккаунтом (EOA). Таким образом, смарт-контракты управляются программным кодом, а личные аккаунты – пользователями.

По существу, смарт-контракты Ethereum состоят из кода контракта (содержащего условия выполнения) и двух публичных ключей. Первый публичный ключ предоставлен создателем контракта. Другой ключ представляет собой сам контракт, являясь цифровым идентификатором, уникальным для каждого смарт-контракта.

Выполнение любого смарт-контракта происходит при блокчейн-транзакции, и они могут быть активированы при инициации личным аккаунтом (или другим смарт-контрактом). Однако запускается последовательность смарт-контрактов всегда с личного аккаунта (т. е. пользователем).


Основные характеристики

Смарт-контракт Ethereum зачастую имеет следующие характеристики:

Распределенность. Смарт-контракты реплицированы и распределены по всем узлам сети Ethereum. Это одно из главных отличий от других решений, использующих централизованные сервера.

Детерминированность. Смарт-контракты выпоняют действия, для которых они предназначены, по достижении удовлетворённых требований. Кроме того, результат всегда будет одинаковым вне зависимости от того, кто выполняет требования.

Автономность. Смарт-контракты могут автоматизировать все виды задач, работая как самоисполняемая программа. В большинстве случаев, если смарт-контракт не инициирован, он находится "в бездействии" и не выполняет каких-либо действий.

Неизменность. Нельзя изменить процесс работы смарт-контракта после его разработки и активации. Изменения могут быть внесены только в том случае, если разработчики до этого реализовали определенную функцию. Таким образом, мы можем сказать, что смарт-контракты могут обеспечить защиту от взломов для кода посредством доказательства подлинности.

Настраиваемость. Перед реализацией, смарт-контракты могут разрабатываться разными способами. В связи с этим, данная технология подходит для создания многих типов децентрализованных приложений (DApps). Это также связано с тем, что Ethereum является завершенной по Тьюрингу блокчейн-сетью.

Доверительность. Две или более стороны могут взаимодействовать с помощью смарт-контрактов, без знания и доверия друг к другу. В добавок к этому, технология блокчейн обеспечивает точность и учет всех данных.

Прозрачность. Поскольку смарт-контракты основаны на публичном блокчейне, их исходный код доступен для каждого.


Могу ли я изменить или удалить смарт-контракт?

В смарт-контракт Ethereum нельзя добавлять новые функции после активации. Однако, если разработчик включает в код контракта функцию под названием SELFDESTRUCT, в дальнейшем он сможет удалить его и заменить на новый. В свою очередь, если данная функция не была написана в коде, контракт нельзя будет удалить.

Примечательно, что так называемые обновляемые смарт-контракты обеспечивают разработчикам доступ к изменениям кода, тем самым предоставляя большую гибкость по сравнению с неизменными контрактами. Существует множество способов создания подобного вида смарт-контрактов различной степени сложности.

Рассмотрим это на простом примере. Давайте представим, что смарт-контракт делится на несколько небольших контрактов. Некоторые из них нельзя изменить, в то время как другие можно удалить, благодаря вышеупомянутой функции. Это означает, что часть кода (энное количество смарт-контрактов) можно удалить и заменить на другой, в то время как остальные функциональные возможности остаются неизменными.


Преимущества и варианты использования

Поскольку это программируемый код, смарт-контракты легко настраиваются и могут разрабатываться разными способами, предлагая различные виды услуг и решений.

В качестве децентрализованной и самореализующейся программы, смарт-контракты могут обеспечить повышенную прозрачность и снизить эксплуатационные расходы. В зависимости от направления деятельности, они также могут повысить эффективность и снизить бюрократические издержки.

Преимущества смарт-контрактов в особенности проявляются, когда речь идет о денежных переводах или обмене средств между двумя или более сторонами.

Другими словами, смарт-контракты могут быть разработаны для широкого спектра вариантов использования. Некоторые из примеров включают в себя создание токенизированных активов или акций, систем голосования, криптовалютных кошельков, децентрализованных бирж, игр и мобильных приложений. Они также могут быть реализованы совместно, наряду с другими решениями на блокчейне, которые затрагивают такие области как: здравоохранение, благотворительность, цепочки поставок, государственное управление и децентрализованное финансирование (DeFi).


ERC-20

Токены, выпущенные на блокчейне Ethereum соответствуют стандарту, который также известен, как ERC-20. Данный стандарт описывает основные функции всех токенов на основе сети Ethereum. Такой вид цифровых активов часто называют ERC-20 токенами, и они представляют большую часть существующих криптовалют.

Многие компании и стартапы работающие с блокчейном разрабатывают смарт-контракты, чтобы выпустить свои цифровые токены в сети Ethereum. После своего рода эмиссии, большинство таких компаний распределяет свои ERC-20 токены с помощью первоначального предложения монет (ICO). В большинстве случаев, использование смарт-контрактов позволяло осуществлять обмен денежными средствами и распределять токены доверительным и эффективным способом.


Недостатки

Смарт-контракты состоят из компьютерного кода, написанного людьми. Это является причиной многочисленных рисков, поскольку код подвержен уязвимостям и ошибкам. В идеале, разработка должна осуществляться опытными программистами, особенно когда речь идет о конфиденциальной информации или больших суммах денег.

Помимо этого, некоторые утверждают, что централизованные системы могут обеспечить большинство решений и функций, предлагаемых данной технологией. Основное отличие заключается в том, что смарт-контракты выполняются в распределенной одноранговой сети, а не на централизованном сервере. И поскольку смарт-контракты основаны на блокчейне, они как правило неизменны, либо процесс внесения изменений очень сложный.

Неизменность, это хорошо в одних ситуациях, но очень плохо в других. Например, когда децентрализованная автономная организация под названием «DAO» была взломана в 2016 году, хакеры украли эфира (ETH) на миллионы долларов из-за недостатков в коде смарт-контракта.

Поскольку их смарт-контракт был неизменным, разработчики не смогли исправить код. В конечном итоге это привело к хардфорку, последствием которого является вторая цепочка сети Ethereum. Проще говоря, одна цепь отменила взлом и вернула средства законным владельцам (это часть текущего блокчейна Ethereum). Другая цепочка решила не вмешиваться, основываясь на том, что вещи, которые происходят в блокчейне, никогда не должны изменяться (эта цепочка теперь называется Ethereum Classic).

Следует заметить, что проблема возникла не из-за работы блокчейна Ethereum. Вместо этого, ошибка была вызвана неправильной реализацией смарт-контракта.

Еще один недостаток смарт-контрактов связан с их неопределенным юридическим статусом. И это связано не только с тем, что в большинстве стран данная технология находится в «серой зоне», но и по причине того, что смарт-контракты не соответствуют их текущей нормативно-правовой базе.

К примеру, основным требованием множества договоров и контрактов является идентификация участников возраст которых составляет 18 или более лет. Псевдонимность, обеспечиваемая технологией блокчейн, в сочетании с отсутствием посредников, может выступить помехой для соответствия таким требованиям. Несмотря на то, что существуют потенциальные решения данного вопроса, юридическая составляющая смарт-контрактов является одной из главных проблем, особенно когда речь идет о всемирном масштабе и распределенных сетях.


Критика

Некоторые блокчейн-энтузиасты видят в смарт-контрактах решение, которое может заменить и автоматизировать большую часть существующих коммерческих и бюрократических систем. В то время как это вполне реально сделать, смарт-контракты далеки от того, чтобы их использование в данной сфере стало нормой.

Смарт-контракты безусловно интересная технология. Но в связи с распределенным и детерминированным характером, а также прозрачностью и частичной неизменностью, делает ее менее привлекательной для использования в некоторых ситуациях.

По существу, вся критика опирается на то, что смарт-контракты не являются подходящим решением для множества реальных проблем. И по факту, некоторым организациям проще и лучше использовать обычные альтернативные сервера.

По сравнению со смарт-контрактами, централизованные сервера проще и дешевле в обслуживании, помимо этого, они также могут обеспечить более высокую эффективность с точки зрения скорости работы и взаимодействия с другими сетями (функциональной совместимости).


Заключение

Без сомнений, смарт-контракты оказали большое влияние на мир криптовалют, и безусловно произвели революцию в области блокчейн-технологий. Поскольку конечные пользователи могут не взаимодействовать напрямую со смарт-контрактами, возможно в будущем они послужат основой для широкого спектра приложений, от финансовых услуг до управления цепочками поставок.

Потенциал смарт-контрактов вместе с блокчейном может оказать влияние практически на все сферы деятельности нашего общества. Но только время покажет, смогут ли эти инновационные технологии преодолеть множество барьеров на пути к широкомасштабному внедрению.

Loading

What Are Smart Contracts?

Share
Copied to clipboard!
What Are Smart Contracts?
Listen to this article
00:00 / 00:00

Nick Szabo first described smart contracts in the 1990s. Back then, he defined a smart contract as a tool that formalizes and secures computer networks by combining protocols with user interfaces. Szabo discussed the potential use of smart contracts in various fields that involve contractual agreements - such as credit systems, payment processing, and content rights management.

In the world of cryptocurrencies, we may define a smart contract as an application or program that runs on a blockchain. Typically, they work as a digital agreement that is enforced by a specific set of rules. These rules are predefined by computer code, which is replicated and executed by all network nodes.

In essence, blockchain smart contracts allow for the creation of trustless protocols. This means that two parties can make commitments via blockchain, without having to know or trust each other. They can be sure that if the conditions aren't fulfilled, the contract won't be executed. Other than that, the use of smart contracts can remove the need for intermediaries, reducing operational costs significantly.

Although the Bitcoin protocol has been supporting smart contracts for many years, they were made popular by the creator and co-founder of Ethereum, Vitalik Buterin. It's worth noting, though, that each blockchain may present a different method of implementing smart contracts. 

This article will focus on the smart contracts that run on the Ethereum Virtual Machine (EVM), which is an essential part of the Ethereum blockchain.


How do they work?

In simple terms, a smart contract works as a deterministic program. It executes a particular task when and if certain conditions are met. As such, a smart contract system often follows "if… then…" statements. But despite the popular terminology, smart contracts are not legal contracts, nor smart. They are just a piece of code running on a distributed system (blockchain).

On the Ethereum network, smart contracts are responsible for executing and managing the blockchain operations that take place when users (addresses) interact with each other. Any address that is not a smart contract is called an externally owned account (EOA). Thus, smart contracts are controlled by computer code, and EOAs are controlled by users.

Basically, Ethereum smart contracts are made of a contract code and two public keys. The first public key is the one provided by the creator of the contract. The other key represents the contract itself, acting as a digital identifier that is unique to each smart contract.

The deployment of any smart contract is made through a blockchain transaction, and they can only be activated when called by an EOA (or by other smart contracts). However, the first trigger is always caused by an EOA (user).


Key features

An Ethereum smart contract often presents the following characteristics:

Distributed. Smart contracts are replicated and distributed in all nodes of the Ethereum network. This is one of the major differences from other solutions that are based on centralized servers.

Deterministic. Smart contracts only perform the actions they were designed to, given the requirements are met. Also, the outcome will always be the same, no matter who executes them.

Autonomous. Smart contracts can automate all sorts of tasks, working like a self-executing program. In most cases, though, if a smart contract isn't triggered, it will stay "dormant" and won't perform any action.

Immutable. Smart contracts can't be changed after deployed. They can only be "deleted" if a particular function was previously implemented. Thus, we may say that smart contracts can provide tamper-proof code.

Customizable. Before deployment, smart contracts can be coded in many different ways. So, they can be used to create many types of decentralized applications (DApps). This is related to the fact that Ethereum is a Turing complete blockchain.

Trustless. Two or more parties can interact via smart contracts without knowing or trusting each other. In addition, blockchain technology ensures that data is accurate.

Transparent. Since smart contracts are based on a public blockchain, their source code is not only immutable but also visible to anyone.


Can I change or delete a smart contract?

It's impossible to add new functions to an Ethereum smart contract after deployed. However, if its creator includes a function called SELFDESTRUCT in the code, they are able to "delete" the smart contract in the future - and replace it with a new one. In contrast, though, if the function isn't included in the code beforehand, they won't be able to delete it.

Notably, the so-called upgradeable smart contracts allow developers to have more flexibility over contracts' immutability. There are many ways to create upgradeable smart contracts, with varying degrees of complexity.

Taking a simplified example, let’s imagine that a smart contract is divided into multiple smaller contracts. Some of them are designed to be immutable, while others have the 'delete' function enabled. This means that part of the code (smart contracts) can be deleted and replaced, while other functionalities remain intact.


Advantages and use cases

As programmable code, smart contracts are highly customizable and can be designed in many different ways, offering many kinds of services and solutions.

As decentralized and self-executing programs, smart contracts may provide increased transparency and reduced operational costs. Depending on the implementation, they can also increase efficiency and reduce bureaucratic expenses.

Smart contracts are particularly useful in situations that involve the transfer or exchange of funds between two or more parties.

In other words, smart contracts can be designed for a wide variety of use cases. Some examples include the creation of tokenized assets, voting systems, crypto wallets, decentralized exchanges, games, and mobile applications. They may also be deployed along with other blockchain solutions that are tackling the fields of healthcarecharitysupply chaingovernance, and decentralized finance (DeFi).


ERC-20

Tokens issued on the Ethereum blockchain follow a standard known as ERC-20. The standard describes the core functions of all Ethereum-based tokens. As such, these digital assets are often referred to as ERC-20 tokens, and they represent a great portion of the existing cryptocurrencies.

Many blockchain companies and startups deployed smart contracts in order to issue their digital tokens on the Ethereum network. After the issuance, the majority of these companies distributed their ERC-20 tokens through Initial Coin Offering (ICO) events. In most cases, the use of smart contracts enabled the exchange of funds, and distribution of tokens, in a trustless and efficient way.


Limitations

Smart contracts are made of computer code written by humans. This brings numerous risks as the code is subject to vulnerabilities and bugs. Ideally, they should be written and deployed by experienced programmers, especially when involving sensitive information or large amounts of money.

Other than that, some argue that centralized systems can provide most of the solutions and functionalities offered by smart contracts. The main difference is that smart contracts are running on a distributed P2P network, rather than a centralized server. And because they are based on a blockchain system, they tend to be either immutable or very hard to change.

Being immutable can be great in some situations, but very bad in others. For example, when a Decentralized Autonomous Organization (DAO) called "The DAO" got hacked in 2016, millions of ether (ETH) were stolen due to flaws in their smart contract code.

Since their smart contract was immutable, developers were unable to fix the code. This eventually led to a hard fork, giving birth to a second Ethereum chain. Simply put, one chain "reverted" the hack and returned the funds to the rightful owners (this is part of the current Ethereum blockchain). The other chain decided to not interfere with the hack, stating that things that happen on a blockchain should never be changed (this chain is now called Ethereum Classic).

It's important to note that the problem didn't come from the Ethereum blockchain. Instead, it was caused by a faulty smart contract implementation.

Another limitation of smart contracts is related to their uncertain legal status. Not only because it's in a grey area in most countries, but also because smart contracts don't suit the current legal framework.

For example, many contracts require both parties to be properly identified and over 18 years old. The pseudonymity provided by blockchain technology, combined with the lack of intermediaries, may threaten those requirements. While there are potential solutions to this, the legal enforceability of smart contracts is a real challenge - especially when it comes to borderless, distributed networks.


Criticism

Some blockchain enthusiasts see smart contracts as a solution that will soon replace and automate a great part of our commercial, and bureaucratic systems. While this is a possible reality, it's probably far from becoming the norm.

Smart contracts are certainly an interesting piece of technology. But, being distributed, deterministic, transparent, and somewhat immutable can make them less appealing in some situations.

Essentially, criticism relies on the fact that smart contracts are not a suitable solution for many real-world problems. In fact, some organizations are better off using conventional server-based alternatives. 

When compared to smart contracts, centralized servers are easier and cheaper to maintain, and tend to present a higher efficiency in terms of speed and cross-network communication (interoperability).


Closing thoughts

There is no doubt that smart contracts caused a big impact in the world of cryptocurrencies, and they certainly revolutionized the blockchain space. While the end-users may not interact directly with smart contracts, these are likely to power a wide range of applications in the future, ranging from financial services to supply chain management.

Together, smart contracts and blockchain have the potential to disrupt almost all areas of our society. But only time will tell if these groundbreaking technologies will manage to overcome the many barriers to large scale adoption.

Loading