Что такое zk-SNARKs и zk-STARKs?

Поделиться
Что такое zk-SNARKs и zk-STARKs?
Прослушать статью
00:00 / 00:00

Конфиденциальность всегда рассматривалась криптовалютным комьюнити как очень ценная особенность. Это предшественник взаимозаменяемости, который необходим для широко используемой формы денег. Большинство владельцев крипто-активов не хотят, чтобы их сбережения и истории транзакций были полностью публичными. Среди различных криптографических методов, направленных на обеспечение конфиденциальности блокчейнов, присутствуют два примера доказательств заслуживающих внимания, это zk-SNARK и zk-STARK.

zk-SNARK обозначает краткий неинтерактивный аргумент знания с нулевым разглашением, а zk-STARK представляет собой краткий прозрачный аргумент знания, с нулевым разглашением. Доказательство Zk-SNARK уже используются в Zcash, платежной системе JP Morgan Chase, основанной на блокчейн, и в качестве способа безопасной аутентификации клиентов на серверах. Но в то время как zk-SNARK добились значительных успехов, в становлении и адаптации, zk-STARK теперь рекламируются как новая и улучшенная версия протокола, устраняющая многие из предыдущих недостатков zk-SNARK.


Притча о Али Бабе и Пещере 

В 1990 году криптограф Жан-Жак Квискватер (вместе с другими сотрудниками) опубликовал статью под названием “Как Объяснить Протоколы Нулевого Разглашения своим детям”. В статье представлена концепция ZK доказательств с притчей о пещере Али-Бабы. С момента ее публикации она несколько раз подверглась редакции, и на данный момент существует несколько её вариантов. Тем не менее, основная информация по сути та же самая.

Давайте представим себе кольцевую пещеру с одним входом и волшебным дверным проемом, разделяющим две боковые дорожки. Чтобы пройти через магический дверной проем, нужно прошептать правильные секретные слова. Итак, учтите, что Алиса (желтая) хочет доказать Бобу (синему), что она знает секретные слова, и в то же время хочет сдержать их в секрете. Для этого Боб соглашается подождать снаружи, пока она входит в пещеру и идет до конца одного из двух возможных путей. В этом примере она решает пройти путь 1.

Что такое zk-SNARKs и zk-STARKs?

Через некоторое время Боб проходит мимо входа и кричит, с какой стороны он хочет, чтобы Алиса появилась (путь 2 в данном случае).

Что такое zk-SNARKs и zk-STARKs?

Если Алиса действительно знает секрет, она точно окажется на выбранном Бобом пути. 

Что такое zk-SNARKs и zk-STARKs?

Весь процесс может быть повторен несколько раз, чтобы подтвердить, что Алиса не случайно выбрала правильный путь.

Притча о Али-Бабе и Пещере иллюстрирует концепцию доказательств с нулевым разглашением, которое является частью zk-SNARK и zk-STARK протоколов. ZK-доказательства могут быть использованы для подтверждения владения определенными знаниями, не раскрывая никакой при этом информации о них.


zk-SNARKs

Zcash является первым широко доступным zk-SNARKs приложением. В то время как другие проекты по обеспечению конфиденциальности, такие как Monero, используют кольцевые подписи и другие методы, эффективно создавая дымовую завесу вокруг того, кто что-то отправлял, то zk-SNARKS существенно меняет сам способ обмена данными. Конфиденциальность Zcash основана на том факте, что транзакции в сети могут оставаться зашифрованными, но при этом проверяться на достоверность с помощью доказательств с нулевым разглашением. Таким образом, тем, кто применяет правила консенсуса, не нужно обладать всеми данными, лежащими в основе каждой транзакции. Стоит отметить, что функция конфиденциальности в Zcash не активна по умолчанию, а зависит от ручной настройки и является необязательной.

Доказательство с нулевым разглашением позволяют одному человеку доказывать другому, что утверждение является верным, не раскрывая какой-либо информации, выходящей за рамки действительности утверждения. Привлеченные стороны обычно называют как проверяющий и верифицирующий, а утверждение, которое они держат в секрете, называют свидетелем. Основная цель этих доказательств состоит в том, чтобы раскрыть как можно меньше данных между двумя сторонами. Другими словами, можно использовать доказательства с нулевым разглашением, для подтверждения того, что они обладают определенными знаниями, не раскрывая никакой другой информации.

Акроним SNARK “сжатый” означает, что эти доказательства меньше по размеру и могут быть быстро проверены. “Неинтерактивный” означает, что взаимодействие между prover и verifier практически отсутствует. Более старые версии протоколов с нулевым разглашением обычно требуют, чтобы проверяющий и верифицирующий контактировали между собой и поэтому они считаются «интерактивными» zk-доказательствами. Но в «неинтерактивных» конструкциях проверяющий и верифицирующий должны обмениваться только одним доказательством.

В настоящее время доказательства zk-SNARK зависят от начальной доверительной установки между проверяющим и верифицирующим, означающее что для создания доказательств с нулевым разглашением для частных транзакций требуется набор открытых параметров. Эти параметры почти соответствуют правилам игры, они закодированы в протокол и являются одним из необходимых факторов, подтверждающих, что транзакция была действительной. Однако это создает потенциальную проблему в централизации, поскольку параметры зачастую формулируются очень небольшой группой.

Хотя первоначальная общедоступная настройка является основополагающей для современных реализаций zk-SNARK, исследователи работают над поиском других альтернатив в качестве способа снижения уровня доверия, требуемого в этом процессе. Начальная фаза установки важна для предотвращения контрафактных расходов, потому что, если кто-то имел доступ к случайности, которая генерирует параметры, он мог бы создавать ложные доказательства, которые казались бы действительными для верификатора. В Zcash начальная фаза настройки известна как Церемония Генерации Параметров.

Перейдем к “АРументам” как фрагменту акронима. zk-SNARKs считается вычислительно-обоснованным, а это означает, что мошеннические проверяющие имеют очень низкий шанс успешно обмануть систему. Это свойство известно как прочность и предполагает, что проверяющий имеет ограниченную вычислительную мощность. Теоретически, проверяющий с достаточной вычислительной мощностью может создать поддельные доказательства, и это одна из причин, по которым квантовые компьютеры рассматриваются многими как угроза для zk-SNARK и блокчейн систем.

Последний фрагмент этого акронима - это “Знание” (Knowledge), означающее, что проверяющий не может конструировать доказательства, не имея знания (или свидетеля), подтверждающего их утверждение.

Доказательства с нулевым разглашением быстро проверяются и обычно занимают гораздо меньше данных, чем стандартная Биткойн транзакция. Это открывает путь для использования технологии zk-SNARK в качестве решения для обеспечения конфиденциальности и масштабируемости.


zk-STARKs

zk-STARK был создан как альтернативная версия zk-SNARK и считается более быстрой и дешевой реализацией технологии. Но что более важно, zk-STARK не требует начальной доверительной настройки (следовательно, «T» transparent - прозрачность).

Технически говоря, Zk-STARK не требуют начальной доверенной настройки, поскольку он полагается на более простую симметричную криптографию благодаря его хеш-функциям, устойчивым к коллизии. Этот подход также устраняет теоретико-числовые предположения zk-SNARK, которые являются вычислительно дорогими и теоретически подвержены атакам квантовых компьютеров.

Одна из основных причин, по которой Zk-STARK предлагает более дешевую и быструю имплементацию, заключается в том, что количество циклов обмена данными между проверяющими и верифицирующими остается постоянным, относительно любого увеличения вычислений. Напротив, в zk-SNARKs, чем больше требуется вычислений, тем больше сторонам приходится отправлять сообщений туда и обратно. Поэтому общий размер данных в zk-SNARK намного больше, чем в zk-STARK.

Ясно что и zk-SNARKS, и zk-STARKs апеллируют растущим беспокойством в отношении конфиденциальности. В мире криптовалют эти протоколы имеют большой потенциал и могут стать тем новаторством необходимым к массовому внедрению.

Loading

zk-SNARKs and zk-STARKs Explained

Share
zk-SNARKs and zk-STARKs Explained
Listen to this article
00:00 / 00:00

Privacy has always been viewed as a valuable feature within the cryptocurrency community. It is the precursor to fungibility, which is necessary for a widely used form of money. Similarly, most crypto-asset holders don’t want their holdings and transaction history to be completely public. Among the various cryptographic techniques aiming to provide privacy to blockchains, the zk-SNARK and zk-STARK proofs are two noteworthy examples.

zk-SNARK stands for zero-knowledge succinct non-interactive argument of knowledge, and zk-STARK represents zero-knowledge succinct transparent argument of knowledge. Zk-SNARK proofs are already being used on Zcash, on JP Morgan Chase’s blockchain-based payment system, and as a way to securely authenticate clients to servers. But while zk-SNARKs have made significant headway to being well-established and adopted, zk-STARK proofs are now being touted as the new and improved version of the protocol, addressing many of the previous drawbacks of zk-SNARKs.


The Ali Baba's Cave Parable

In 1990, a paper entitled "How to Explain Zero-Knowledge Protocols to Your Children" was published by cryptographer Jean-Jacques Quisquater (along with other collaborators). The paper introduces the concept of ZK proofs with a parable involving Ali Baba's Cave. Since its creation, the parable has been adapted several times and we now have multiple variations. Still, the underlying information is essentially the same.

Let’s imagine a ring-shaped cave with a single entry and a magic doorway that separates the two side paths apart. In order to go through the magic doorway, one needs to whisper the correct secret words. So consider that Alice (yellow) wants to prove to Bob (blue) that she knows what the secret words are - while still keeping them in secret. To do so, Bob agrees to wait outside, while she enters the cave and walks until the end of one of the two possible paths. In this example, she decides to go through Path 1.

zk-SNARKs and zk-STARKs Explained

After a while, Bob walks by the entrance and shout which side he wants Alice to appear from (Path 2 in this case).

zk-SNARKs and zk-STARKs Explained

If Alice truly knows the secret, she will reliably show up from the path Bob names. 

zk-SNARKs and zk-STARKs Explained

The whole process may be repeated several times as a way to confirm that Alice is not choosing the right path by luck.

Ali Baba’s Cave parable illustrates the concept of zero-knowledge proofs, which are part of the zk-SNARK and zk-STARK protocols. ZK proofs can be used to prove possession of certain knowledge without revealing any information about it.


zk-SNARKs

Zcash is the first widely available application of zk-SNARKs. While other privacy projects like Monero employ ring signatures and other techniques - effectively creating a smokescreen around who sent what - zk-SNARKs fundamentally changes the way data is shared. The privacy of Zcash is derived from the fact that transactions in the network can remain encrypted but still be verified as valid by using zero-knowledge proofs. So those that are enforcing consensus rules don’t need to know all of the data underlying each transaction. It’s worth mentioning that privacy features in Zcash are not active by default, but are rather optional and dependent on manual setup.

Zero-knowledge proofs allow one individual to prove to another that a statement is true, without disclosing any information beyond the validity of the statement. The parties involved are commonly referred to as a prover and a verifier, and the statement they hold in secret is called a witness. The main objective of these proofs is to reveal as little data as possible between the two parties. In other terms, one can use zero-knowledge proofs to prove that they have certain knowledge without revealing any information about the knowledge itself.

Within the SNARK acronym, “succinct” means that these proofs are smaller in size and can be quickly verified. “Non-interactive” means that there is little to no interaction between the prover and the verifier. Older versions of zero-knowledge protocols usually require the prover and verifier to communicate back and forth, and therefore, are considered “Interactive” zk proofs. But in “non-interactive” constructions, provers and verifiers only have to exchange one proof.

Currently, zk-SNARK proofs are dependent on an initial trusted setup between a prover and verifier, meaning that a set of public parameters is required to construct zero-knowledge proofs and, thus, private transactions. These parameters are almost like the rules of the game, they are encoded into the protocol and are one of the necessary factors in proving a transaction was valid. However, this creates a potential centralization issue because the parameters are often formulated by a very small group.

While an initial trusted setup is fundamental to today’s zk-SNARK implementations, researchers are working to find other alternatives as a way to reduce the amount of trust required in the process. The initial setup phase is important in preventing counterfeit spending because if someone had access to the randomness that generated the parameters, they could create false proofs that seemed valid to the verifier. In Zcash, the initial setup phase is known as the Parameter Generation Ceremony.

Moving onto the “Arguments of Knowledge” piece of the acronym. zk-SNARKs are considered computationally sound, meaning that a dishonest prover has a very low chance of successfully cheating the system without actually having the knowledge (or witness) to support their statement. This property is known as soundness and assumes that the prover has limited computing power. 

Theoretically, a prover with enough computational power could create fake proofs, and this is one of the reasons quantum computers are considered by many as a threat to zk-SNARKs (and blockchain systems).

Zero-knowledge proofs are quickly verifiable and usually take up much less data than a standard Bitcoin transaction. This opens up a pathway for zk-SNARK technology to be used as both a privacy and a scalability solution.

 

zk-STARKs

zk-STARKs were created by Eli-Ben Sasson, a professor at the Technion-Israel Institute of Technology. As an alternative version of zk-SNARK proofs, zk-STARKs are, generally, considered a more efficient variant of the technology - potentially faster and cheaper depending on the implementation. But more importantly, zk-STARKs do not require an initial trusted setup (hence, the “T” for transparent). 

Technically speaking, zk-STARKs do no require an initial trusted setup because they rely on leaner cryptography through collision-resistant hash functions. This approach also eliminates the number-theoretic assumptions of zk-SNARKs that are computationally expensive and theoretically prone to attack by quantum computers.

In other terms, zk-STARK proofs present a simpler structure in terms of cryptographic assumptions. However, this novel technology comes with at least one major disadvantage: the size of the proofs is bigger when compared to zk-SNARKs. Such a difference in data size may present limitations depending on the context of use, but it is probably something that can be figured out as the technology is further tested and investigated.


Closing thoughts

It is clear that both zk-SNARKS and zk-STARKs appeal to the growing concern in regards to privacy. Within the cryptocurrency world, these protocols have great potential and may be a groundbreaking avenue towards mainstream adoption.

Loading