Финансовый риск

Поделиться
Copied to clipboard!
Финансовый риск

Содержание


Что такое финансовый риск?

Простыми словами, финансовый риск - это вероятность частичной или полной потери денежных средств или ценных активов. Когда речь идет о финансовых рынках, мы можем определить данную категорию рисков как сумму средств, которой можно лишится вследствие торговых операций или инвестиций. Таким образом, риск - это не фактический убыток, а сумма, которая в конечном счете может быть потеряна.

С другой точки зрения, неотъемлемой составляющей большинства финансовых операций или услуг по переводу является риск потери денежных средств, то, что мы называем финансовым риском. Подобная концепция может быть применена к ряду областей, таких как финансовые рынки, бизнес-администрирование и органы управления. 

Процесс оценки возможных финансовых рисков и противодействие им называют управлением рисками. Но прежде чем рассматривать данную тему, мы предлагаем вам ознакомится с видами рисков и базовой информацией о них.

Существует несколько способов классификации и определения для финансовых рисков. Наиболее известные наименования включают в себя: инвестиционный риск, операционный риск, комплаенс-риск или риск соответствия и системный риск.


Виды финансовых рисков

Как мы уже успели упомянуть, существуют несколько различных видов классификаций для финансовых рисков, и их определение может существенно отличаться в зависимости от контекста. В данной статье, мы представляем краткий обзор инвестиционных, операционных, системных и комплаенс рисков.


Инвестиционный риск

Исходя из названия, инвестиционные риски связаны с инвестициями и торговлей. Существует несколько форм инвестиционных рисков, но большинство из них зависят от колебаний цен на рынке. Мы можем рассматривать рыночные, ликвидные и кредитные риски, как отдельные составляющие из группы инвестиционных рисков.


Рыночный риск

Рыночный риск - это риск, связанный с колебаниями цены актива. Например, если Алиса купит биткоин, она будет подвержена рыночному риску, поскольку его высокая волатильность, по итогу может привести к падению стоимости. 

Управление рыночным риском начинается с рассмотрения того, сколько Алиса может потерять, если цена биткоина будет двигаться противоположно ее позиций. Следующим шагом является создание стратегии, которая определит, какие действия должна предпринимать Алиса в ответ на такие движения.

Как правило, инвесторы сталкиваются как с прямыми, так и с косвенными рыночными рисками. Прямой рыночный риск связан с убытком, который трейдер может понести из-за неблагоприятного изменения цены актива. Предыдущий пример демонстрирует нам прямой рыночный риск (Алиса купила биткоин, после чего его стоимость упала).

В свою очередь, косвенный рыночный риск относится к активу, который обладает вторичным или вспомогательным риском (т. е. менее очевидным). На фондовых рынках, процентный риск, в большинстве случаев, не напрямую влияет на цену акций, что делает данный вид риска косвенным.

Например, если Боб покупает акции, на стоимость его активов может косвенно повлиять колебание процентных ставок. Компаниям сложнее развиваться или оставаться в прибыли из-за подобных колебаний. Помимо этого, более высокий процент ставки побуждает других инвесторов продавать свои акции. В связи с этим, некоторые компании замедляют рост процентной ставки для обеспечения прибыльности предприятия и оплаты долгов на поддержание функционирования компании.

Тем не менее, стоит отметить тот факт, что процентные ставки обладают как косвенным, так и прямым влиянием на финансовые рынки. В то время, как рост ставок оказывает косвенное влияние на акции, они в свою очередь воздействуют на облигации и другие ценные бумаги с фиксированным доходом. Таким образом, в зависимости от актива, риск изменения процентной ставки может рассматриваться как прямой, так и косвенный риск.


Риск ликвидности

Риск ликвидности - это вероятность того, что инвесторы и трейдеры не смогут купить или продать определенный актив без резкого изменения в его цене.

К примеру, представьте, что Алиса купила 1000 единиц криптовалюты, по 10$ за каждую. Предположим, что она приобрела довольно стабильный актив и через несколько месяцев криптовалюта все еще будет торговаться около отметки в 10$.

На ликвидном рынке, с большим объемом торгов, Алиса может быстро продать свой портфель с криптовалютой за 10 000$, поскольку присутствует достаточное количество покупателей, готовых заплатить 10$ за каждую единицу. Но если рынок неликвидный, будет всего несколько покупателей, готовых купить активы по требуемой цене. По этой причине, Алисе вероятнее всего придется продать большую часть своих монет по цене, ниже желаемой.


Кредитный риск

Кредитный риск - это риск потери средств кредитора, в связи с дефолтом дебитора. Например, если Боб занимает деньги у Алисы, она сталкивается с кредитным риском. Другими словами, присутствует возможная вероятность того, что Боб не будет выплачивать долг Алисе, и именно такую вероятность мы называем кредитным риском. Если Боб по какой-либо причине откажется от выполнения своих обязательств, Алиса потеряет свои деньги.

В долгосрочной перспективе, экономический кризис может произойти, если кредитный риск страны увеличится до неизмеримого уровня. Самый большой финансовый кризис за последние 90 лет отчасти произошел из-за глобального кредитного риска.

В то время, американские банки осуществляли миллионы офсетных сделок с сотнями дебиторов. Когда Lehman Brothers объявил о дефолте, кредитный риск быстро распространился по всему миру, в последствии чего начался финансовый кризис, который привел к Великой рецессии.


Операционный риск

Операционный риск - это вероятность финансовой потери из-за ошибок в момент работы внутренних процессов, систем или в процессе осуществления операций. Такой вид сбоев зачастую является последствием человеческого фактора сотрудников либо умышленной мошеннической деятельности. 

Чтобы снизить операционные риски, каждая компания должна проводить периодические аудиты информационной безопасности наряду с принятием надлежащего порядка выполнения операций и обеспечением эффективного внутреннего управления предприятием.

Число инцидентов из-за ненадлежащего контроля за сотрудниками, которым удавалось совершать несанкционированные сделки за счет средств своей компании, очень велико. Такой вид деятельности именуют несанкционированной торговлей, и подобный вид сделок влечет за собой огромные финансовые потери по всему миру, в особенности когда речь идет о банковской отрасли.

Операционные сбои также могут быть вызваны внешними факторами, которые косвенно влияют на деятельность компании, такими как землетрясение, гроза и другие стихийные бедствия.


Комплаенс-риск

Комплаенс-риск связан с финансовыми убытками, которые могут возникнуть, когда компания или предприятие не соблюдает законы и правила соответствующих юрисдикций. Чтобы избежать возможной вероятности юридических санкций, многие компании применяют такие специальные процедуры, как борьба с отмыванием денег (от англ. anti-money laundering, сокр. AML) и знай своего клиента (от англ. know your customer, сокр. KYC).

Если поставщик услуг или компания не соответствует каким-либо внутренним или внешним требованиям и нормам, деятельность подобного юридического лица может быть приостановлена либо оштрафована в крупном размере. По этой причине, многие инвестиционные фирмы и банки столкнулись судебными исками и санкциями, в связи с несоблюдением необходимых требований (например, работа без действующей лицензии). Инсайдерская торговля и коррупция также являются распространенным примером комплаенс-рисков.


Системный риск

Системный риск связан с вероятностью, что определенное событие может оказать неблагоприятное воздействие на отрасль или рынок в целом. К примеру, крах Lehman Brothers в 2008 году послужил началу финансового кризиса в США, который в конечном счете затронул многие другие страны.

Наличие системных рисков подтверждается сильной корреляцией между компаниями, которые являются представителями одной сферы деятельности. Если бы фирма Lehman Brothers не была так тесно связанна со всей американской финансовой системой, ее банкротство было бы гораздо менее значимым событием.

Простой способ понять и запомнить концепцию системного риска, это представить эффект падающих домино, когда одна фигура падает и тянет за собой все остальные.

Стоит отметить, что рынок драгоценных металлов резко вырос после финансового кризиса 2008 года. Таким образом, диверсификация является одним из наиболее подходящих способов снижения системного риска.


Системный и систематический риск

Системный риск не следует путать с систематическим риском и риском агрегирования. Последнее из этого сложнее всего определить, поскольку данная терминология относится к более широкому спектру рисков, за рамками экономики и финансов.

Систематические риски могут быть связаны с рядом экономических и социально-политических факторов, таких как: инфляция, процентные ставки, войны, стихийные бедствия и серьезные изменения в государственной политике.

По своей сути, систематический риск связан с событиями, которые влияют на страну или общество, посредством воздействия со стороны множества областей. Подобная реакция может отразится на следующих отраслях: сельское хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых, производство, экономика и т.д. Таким образом, в то время как системный риск можно уменьшить путем объединения активов с низкой степенью корреляции, систематический нельзя снизить путем диверсификации своего портфеля с активами.


Заключение

В данной статье мы рассмотрели некоторые из видов финансовых рисков, в том числе инвестиционные, операционные, системные и комплаенс-риски. В рамках группы инвестиционных рисков мы представили концепции рыночного риска, риска ликвидности и кредитного риска.

Когда речь идет о финансовых рынках, полностью избежать всех возможных рисков практически невозможно. Лучшее, что может сделать трейдер или инвестор, это уменьшить вероятные последствия и держать ситуацию под контролем. Таким образом, понимание некоторых основных типов финансовых рисков является хорошим первым шагом на пути к созданию эффективной стратегии управления рисками.

Loading

Financial Risk Explained

Share
Copied to clipboard!
Financial Risk Explained
Listen to this article
00:00 / 00:00

Contents


What is financial risk?

In short, financial risk is the risk of losing money or valuable assets. In the context of financial markets, we may define risk as the amount of money one can lose when trading or investing. So, the risk is not the actual loss, but what can be eventually lost.

Put in another way, many financial services or transactions contain an inherent risk of loss, and this is what we call financial risk. Broadly speaking, the concept may be applied to a range of scenarios, such as financial markets, business administration, and governing bodies. 

The process of assessing and dealing with financial risks is often referred to as risk management. But, before diving into risk management, it's important to have a basic knowledge of financial risk and its many types.

There are multiple ways of classifying and defining financial risks. Notable examples include investment risk, operational risk, compliance risk, and systemic risk.


Types of financial risk

As mentioned, there are various ways of categorizing financial risks, and their definitions may differ significantly depending on the context. This article gives a brief overview of investment, operational, compliance, and systemic risks.


Investment risk

As the name suggests, investment risks are the ones related to investing and trading activities. There are multiple forms of investment risks, but most of them are related to fluctuating market prices. We may consider market, liquidity, and credit risks as part of the investment risk group.


Market risk

Market risk is the risk associated with the fluctuating price of an asset. For instance, if Alice buys Bitcoin, she will be subject to market risk because volatility may cause the price to drop. 

Market risk management starts by considering how much Alice might lose if the price of Bitcoin moves against her positions. The next step is to create a strategy, which will define how Alice should act in response to the market movements.

Typically, investors face both direct and indirect market risks. Direct market risk relates to the loss a trader might experience from an adverse change the price of an asset. The previous example illustrates a direct market risk (Alice purchased Bitcoin before a price drop).

On the other hand, indirect market risk relates to an asset that has a secondary or ancillary risk (i.e., less evident). In stock markets, interest rate risk often affects the price of stocks indirectly, which makes it an indirect risk.

For example, if Bob buys shares of a company, his holdings may be indirectly influenced by fluctuating interest rates. The company will find it harder to grow or remain profitable due to rising interest rates. Other than that, higher rates encourage other investors to sell their shares. They often do so to use the money to pay their debts, which are now more costly to maintain.

It's worth noting, though, that interest rates impact financial markets both directly or indirectly. While the rates affect stocks indirectly, they cause a direct impact on bonds and other fixed-income securities. So, depending on the asset, interest rate risk may be considered a direct or indirect risk.


Liquidity risk

Liquidity risk is the risk of investors and traders being unable to quickly buy or sell a certain asset without a drastic change in their price.

For example, imagine that Alice bought 1,000 units of a cryptocurrency for $10 each. Let's suppose the price remains stable after a few months, and the cryptocurrency is still trading around the $10 mark.

In a high-volume, liquid market, Alice can quickly sell her $10,000 bag because there are enough buyers willing to pay $10 for each unit. But, if the market is illiquid, there would be only a few buyers willing to pay $10 for each share. So, Alice would probably have to sell a good amount of her coins for a much lower price.


Credit Risk

Credit risk is the risk of a lender losing money due to counterparty default. For instance, if Bob borrows money from Alice, she is facing a credit risk. In other words, there is a possibility that Bob won't pay Alice, and this possibility is what we call credit risk. If Bob defaults, Alice loses money.

From a broader perspective, an economic crisis may occur if a nation's credit risk expands to unreasonable levels. The worst financial crisis of the last 90 years occurred in part due to a global credit risk expansion.

Back then, US banks had millions of offsetting transactions with hundreds of counterparties. When Lehman Brothers defaulted, the credit risk expanded rapidly around the globe, creating a financial crisis that led to the Great Recession.


Operational Risk

Operational risk is the risk of financial losses caused by failures in internal processes, systems, or procedures. These failures are often caused by accidental human mistakes or by intentional fraudulent activities. 

To mitigate operational risks, every company should perform periodic security audits, along with the adoption of robust procedures and effective internal management.

There were numerous incidents of poorly managed employees who managed to perform unauthorized trades with their company's funds. This kind of activity is often referred to as rogue trading, and it caused huge financial losses worldwide - especially within the banking industry.

Operational failures may also be caused by external events that indirectly affects the operations of a company, such as earthquakes, thunderstorms, and other natural disasters.


Compliance Risk

Compliance risk relates to losses that may arise when a company or institution fails to follow the laws and regulations of their respective jurisdictions. To avoid such risks, many companies adopt specific procedures, such as Anti-money laundering (AML) and Know Your Customer (KYC).

If a service provider or company fails to be compliant, they may be shut down or face serious penalties. Many investment firms and banks faced lawsuits and sanctions due to compliance failures (e.g., operating without a valid license). Insider trading and corruption are also common examples of compliance risks.


Systemic Risk

Systemic risk relates to the possibility of a certain event triggering an adverse effect in a certain market or industry. For example, the Lehman Brothers collapse in 2008 triggered a serious financial crisis in the US, which ended up affecting many other countries.

Systemic risks are evidenced by the strong correlation between companies that are part of the same industry. If the Lehman Brothers firm weren't so deeply involved with the whole American financial system, its bankruptcy would be much less impactful.

An easy way to remember the concept of systemic risk is to imagine a domino effect, where one piece falls first, causing other pieces to fall.

Notably, the precious metal industry experienced significant growth after the 2008 Financial Crisis. So, diversification is one way of mitigating systemic risk.


Systemic vs. systematic risk

Systemic risk should not be confused with systematic or aggregate risk. The latter is harder to define and refers to a wider range of risks - not only financial. 

Systematic risks can be related to a number of economic and sociopolitical factors, such as inflation, interest rates, wars, natural disasters, and major governmental policy changes.

Essentially, systematic risk relates to events that impact a country or society in multiple fields. This may include the industries of agriculture, construction, mining, manufacturing, finance, and more. So while systemic risk can be mitigated by combining low-correlated assets, systematic risk can't be mitigated by portfolio diversification.


Closing thoughts

Here we discussed some of the many kinds of financial risk, including investment, operational, compliance, and systemic risks. Within the investment risk group, we presented the concepts of market risk, liquidity risk, and credit risk.

When it comes to financial markets, it is virtually impossible to avoid risks completely. The best thing a trader or investor can do is to mitigate or control these risks somehow. So, understanding some of the main types of financial risk is a good first step towards the creation of an effective risk management strategy.

Loading