Принцип работы облака Ишимоку

Поделиться
Принцип работы облака Ишимоку
Прослушать статью
00:00 / 00:00

Облако Ишимоку - это метод технического анализа, который состоит из нескольких индикаторов. Он используется на графике свечей в качестве инструмента, который дает представление о потенциальных зонах поддержки и сопротивления, а также используется для прогнозирования и определения точек входа и выхода, а также будущего тренда.

Облако Ишимоку было разработано в конце 1930-х годов японским журналистом по имени Гоичи Хосода. Однако его инновационная торговая стратегия была опубликована аж в 1969 году после десятилетий исследований и технических улучшений. Хосода назвал это Ichimoku Kinko Hyo, что в переводе с японского означает «мгновенный взгляд на баланс».


Как это работает?

Система Облака Ишимоку отображает данные на основе опережающих и запаздывающих индикаторов. График состоит из пяти линий:

  1. Линия переворота (Tenkan-sen): 9 дневная скользящая средняя.

  2. Линия стандарта (Kijun-sen): 26 дневная скользящая средняя.

  3. Senkou Span A: Скользящая средняя между линией переворота и линией стандарта, проектирующая будущие 26 дневные периоды.

  4. Senkou Span B: 52 дневная скользящая средняя, которая прогнозирует будущие 26 дневные периоды.

  5. Chikou Span: цена закрытия текущего периода, которая основана на прошедшем 26 дневном периоде.

Принцип работы облака Ишимоку

Пространство между Senkou A (3) и Senkou B (4) называется облако (Kumo), которое является наиболее заметным элементом системы Ишимоку. Две линии прогнозируют будущие 26 дневные периоды и как таковые считаются опережающими индикаторами, в то время как Chikou Span (5) является запаздывающим индикатором и предоставляет данные основанные на прошлом 26 дневном периоде.

По умолчанию облака выделены зеленым и красным для облегчения их чтения. Зеленое облако создается, когда Senkou A (верхняя линия зеленого облака) выше, чем Senkou B (нижняя линия красного облака), красное облако является производным в результате противоположного взаимодействия тех же самых линий.

Стоит отметить, что в отличие от других методов, скользящие средние используемые в Ишимоку не основываются на закрытых свечах. Вместо этого средние значения рассчитываются на основе максимальных и минимальных значений, зарегистрированных в течение определенного периода (среднее значение самого высокого и самого низкого уровня). 

Например, стандартное уравнение для 9-дневной линии переворота (Tenkan-sen):

Линия переворота (Tenkan-sen) = (9d high + 9d low) / 2


Настройки индикатора

После более чем трех десятилетий исследований и испытаний, Гоичи Хосода пришел к выводу, что настройки 9, 26, 52 дали наилучшие результаты. В то время в японском рабочем графики были субботы и число 9 представляло собой     полторы недели (6 + 3 дня), а такие числа как 26 и 52 обозначают один и соответственно два месяца.

Хоть эти настройки все еще предпочтительны для большинства сделок, трейдерам всегда удается настроить индикатор в соответствии со своими стратегиями и потребностями. Например, на рынке криптовалюты многие трейдеры корректируют Ишимоку, чтобы отразить работу рынка 24/7, в связи с этим такие базовые настройки как 9, 26, 52 изменились на 10, 30, 60. Некоторые идут еще дальше и корректируют их на 20, 60, 120, чтобы уменьшить количество ложных сигналов.

Тем не менее, продолжаются споры о том, насколько эффективно изменение настроек. Некоторые уверены в том, что их корректировка имеет смысл, в тот момент как другие утверждают, что отказ от стандартов индикатора нарушает баланс системы и тем самым он предоставляет множество ложных сигналов.


Анализ графика цен

Торговые сигналы

Обладая множеством элементов, Облако Ишимоку генерирует сигналы разных типов. Мы можем разделить их на сигналы определение направление импульса и сигналы следования за трендом.

Сигналы определения направления импульса: генерируются в соответствии с рыночной ценой и пересечениями линии стандарта и линией переворота. Сигнал бычьего импульса генерируются, когда одна или обе линии движутся выше линии стандарта. Сигнал медвежьего импульса с точностью до наоборот, когда одна или обе линия движутся ниже линии стандарта. Пересечение этих двух линий в нижнем направлении обычно называют «мертвый крест», а в верхнем «золотой крест».

Сигналы следования за трендом: генерируются в соответствии с цветом облака и положением рыночной цены. Как уже упоминалось, цвет облаков отражает разницу между Senkou span А и В.

Когда цена постоянно выше облака, существует более высокая вероятность того, что актив находится в восходящем тренде. В свою очередь, если цена движется ниже него, это можно интерпретировать как медвежий сигнал, указывающий на нисходящий тренд. За исключением некоторых факторов, тренд может сменится на флэт, когда цена совершает боковое движение внутри облака.

Chikou Span (Чинкоу спан) - это еще одна линия, которая может помочь трейдерам определить и подтвердить потенциальный разворот тренда. Она дает представление о силе активности цены и возможном подтверждении бычьего тренда при движении вверх или медвежьего при движении вниз. Обычно Chikou Span используется вместе с другими индикаторами Облака Ишимоку, а не отдельно как отдельный инструмент.

Итог:

  • Сигналы определения направления импульса

    • Рыночная цена движется выше линии стандарта, это можно считать бычьим сигналом (импульс вероятнее всего пойдет вверх), а если она движется ниже, то медвежьим (импульс вероятнее всего пойдет вниз).

    • Линия переворота движется выше линии стандарта, это бычий сигнал, если ниже то медвежий.

  • Сигналы следования за трендом

    • Рыночная цена движется выше облака, это сигнал смены тренда на бычий, если ниже то на медвежий.

    • Цвет облака меняется с красного на зеленый, это сигнал смены тренда на бычий, с зеленого на красный, на медвежий.

    • Линия Chikou Span движется выше рыночной цены, сигнал смены тренда на бычий, если ниже - медвежий.


Уровни поддержки и сопротивления

Ишимоку также можно использовать для определения зон поддержки и сопротивления. Как правило, Senkou A (линия зеленого облака) выступает в качестве линии поддержки во время восходящего тренда и как линия сопротивления во время нисходящего тренда. В обоих случаях свечи склонны приближаться к Senkou А, но если цена движется к облаку, Senkou В может выступать в качестве как линии поддержки так и линии сопротивления. Более того, тот факт, что оба ведущих диапазона рассчитаны на будущие 26 дневные периоды, позволяет трейдерам предвидеть будущие потенциальные зоны поддержки и сопротивления.


Сила сигнала

Сила сигналов генерируемых Облаком Ишимоку сильно зависит от того, соответствуют ли они более распространенной тенденции. Сигнал, который является подтверждением четко определенной тенденции всегда будет сильнее того, который возникает в противовес общих настроений на рынке.

Другими словами, бычий сигнал может ввести в заблуждение, если он не сопровождается бычьим трендом. Таким образом, всякий раз, когда генерируется сигнал, важно учитывать цвет облака, его положение и общий объем торгов.

Имейте в виду, что краткосрочное использование Ишимоку (на внутридневных графиках) имеет тенденцию генерировать много шума. Более длинные таймфреймы (дневные, недельные, месячные чарты) будут генерировать более надежные сигналы.


Заключение

Гоичи Хосода посвятил более 30 лет своей жизни созданию и совершенствованию его торговой системы, которую сейчас используют миллионы трейдеров по всему миру. В качестве универсального метода построения графиков, облако Ишимоку используется для определения как рыночных тенденций, так и импульсов для входа и выхода. Кроме того, ведущие промежутки в облаке позволяют трейдерам легче предвидеть потенциальные уровни поддержки и сопротивления, которые еще предстоит протестировать.

Хотя на первый взгляд этот инструмент может показаться слишком сложным, он не полагается на субъективный вклад человека, как другие методы технического анализа (например на рисование линии тренда) и несмотря на постоянные споры о различных настройках, стратегия его эксплуатации относительно простая.

Как и в случае с любым другим индикатором, его следует использовать в сочетании с другими для подтверждения тенденций и минимизации рисков. Огромное количество информации, которую он отображает может быть слишком подавляющим для большинства начинающих трейдеров, поскольку это более сложный индикатор. В связи с этим для начала рекомендуется освоить более простые инструменты, прежде чем приступать к использованию облака Ишимоку.

Loading

Ichimoku Clouds Explained

Share
Copied to clipboard!
Ichimoku Clouds Explained
Listen to this article
00:00 / 00:00

The Ichimoku Cloud is a method for technical analysis that combines multiple indicators in a single chart. It is used on candlestick charts as a trading tool that provides insights into potential support and resistance price zones. It is also used as a forecasting tool, and many traders employ it when trying to determine future trends direction and market momentum.

The Ichimoku Cloud was conceptualized in the late 1930s by a Japanese journalist named Goichi Hosada. However, his innovative trading strategy was only published in 1969, after decades of studies and technical improvements. Hosada called it Ichimoku Kinko Hyo, which translates from Japanese as “equilibrium chart at a glance.”


How does it work?

The Ichimoku Cloud system displays data based on both leading and lagging indicators, and the chart is made up of five lines:

  1. Conversion Line (Tenkan-sen): 9-period moving average.

  2. Base Line (Kijun-sen): 26-period moving average.

  3. Leading Span A (Senkou Span A): the moving average of the Conversion and Base Lines projected 26 periods in the future.

  4. Leading Span B (Senkou Span B): 52-period moving average projected 26 periods in the future.

  5. Lagging Span (Chikou Span): the closing price of the current period projected 26 periods in the past.

Ichimoku Clouds Explained

The space between the Leading Span A (3) and Leading Span B (4) is what produces the cloud (Kumo), which is likely the most notable element of the Ichimoku system. The two lines are projected 26 periods in the future to provide forecasting insights and, as such, are considered leading indicators. The Chikou Span (5), on the other hand, is a lagging indicator projected 26 periods in the past.

By default, the clouds are displayed in either green or red - to make the reading easier. A green cloud is created when the Leading Span A (green cloud line) is higher than Leading Span B (red cloud line). Naturally, a red cloud results from the opposite situation.

It is worth noting that - unlike other methods - the moving averages used by the Ichimoku strategy are not based on the closing prices of the candles. Instead, the averages are calculated based on the high and low points recorded within a given period (high-low average). 

For instance, the standard equation for a 9-day Conversion Line is:

Conversion Line = (9d high + 9d low) / 2


Ichimoku settings

After over three decades of research and testing, Goichi Hosada concluded that the  (9, 26, 52) settings had the best results. Back then, the Japanese business schedule included Saturdays, so the number 9 represents a week and a half (6 + 3 days). The numbers 26 and 52 represent one and two months, respectively.

While these settings are still preferred in most trading contexts, chartists are always able to adjust them to fit different strategies. In cryptocurrency markets, for example, many traders adjust the Ichimoku settings to reflect the 24/7 markets - often changing from (9, 26, 52) to (10, 30, 60). Some go even further and adjust the settings to (20, 60, 120) as a way to reduce false signals.

Still, there is an ongoing debate about how efficient modifying the settings may be. While some argue it makes sense to adjust them, others claim that abandoning the standard settings would disrupt the balance of the system and produce lots of invalid signals.


Analyzing the chart

Ichimoku trading signals

Due to its multiple elements, the Ichimoku Cloud produces different types of signals. We may divide them into momentum and trend-following signals.

Momentum signals: are generated according to the relationship between the market price, Base Line, and Conversion Line. Bullish momentum signals are produced when either or both the Conversion Line and the market price move above the Base Line. Bearish momentum signals are generated when either or both Conversion Line and market price move below the Base Line. The crossing between the Conversion Line (Tenkan-sen) and the Base Line (Kijun-sen) is often referred to as a TK cross.

Trend-following signals: are generated according to the color of the cloud and to the position of the market price in relation to the cloud. As mentioned, the cloud color reflects the difference between the Leading Spans A and B.

Simply put, when prices are consistently above the clouds, there is a higher probability that the asset is in an upward trend. In contrast, prices moving below the clouds may be interpreted as a bearish sign, indicating a downtrend. Save a few exceptions, the trend may be considered flat or neutral when prices are doing sideway movements inside the cloud.

The Lagging Span (Chikou Span) is another element that can help traders spot and confirm potential trend reversals. It provides insights into the strength of price action, possibly confirming a bullish trend when moving above market prices, or a bearish trend when below. Normally, the Lagging Span is used in conjunction with the other components of the Ichimoku Cloud, and not on its own.

Summing up:

  • Momentum signals

    • Market price moving above (bullish) or below (bearish) the Base Line.

    • TK cross: Conversion Line moving above (bullish) or below (bearish) the Base Line.

  • Trend-following signals

    • Market price moving above (bullish) or below (bearish) the cloud.

    • Cloud color changes from red to green (bullish) or from green to red (bearish).

    • Lagging Span above (bullish) or below (bearish) market prices.


Support and resistance levels

The Ichimoku chart can also be used to identify support and resistance zones. Typically, the Leading Span A (green cloud line) acts as a support line during uptrends and as a resistance line during downtrends. In both cases, the candlesticks tend to move closer to the Leading Span A, but if the price moves into the cloud, the Leading Span B may also act as a support/resistance line. What’s more, the fact that both Leading Spans are projected 26 periods in the future allows traders to anticipate potential coming support and resistance zones.


Signal strength

The strength of the signals generated by the Ichimoku Cloud depends heavily on whether they fall in line with the broader trend. A signal that is part of a larger, clearly defined trend will always be stronger than one that crops up briefly in opposition to the prevailing trend.

In other terms, a bullish signal may be misleading if not accompanied by a bullish trend. So, whenever a signal is generated, it is important to acknowledge the color and position of the cloud. The trading volume is also something to be considered.

Mind that using Ichimoku with shorter timeframes (intraday charts) tends to generate a lot of noise and false signals. Generally speaking, longer timeframes (daily, weekly, monthly charts) will produce more reliable momentum and trend-following signals.


Closing thoughts

Goichi Hosada dedicated over 30 years of his life to create and refine the Ichimoku system, which is now employed by millions of traders worldwide. As a versatile charting method, Ichimoku Clouds are used to identify both market trends and momentum. Also, the Leading Spans make it easier for chartists to anticipate potential levels of support and resistance that are yet to be tested.

Although the charts may look too busy and quite complex at first, they don’t rely on subjective human input like other methods of technical analysis (e.g., drawing trend lines). And despite the continuous debate about Ichimoku settings, the strategy is relatively easy to use. 

As with any indicator, though, it should be used in conjunction with other techniques to confirm trends and minimize trading risks. The sheer amount of information that this chart displays may also be overwhelming for beginners. For these traders, it's usually a good idea to become comfortable with more basic indicators before tackling the Ichimoku Cloud.

Loading