Что такое Гиперинфляция?

SHARE
Что такое Гиперинфляция?

Во всех экономиках наблюдается некоторый уровень инфляции, который возникает, когда средняя цена товаров увеличивается по мере снижения покупательной способности этой валюты. Обычно правительство и финансовые институты работают вместе, чтобы инфляция происходила плавно и постепенно. Однако в истории было много случаев, когда темп развития инфляции ускорился до такой беспрецедентной степени, что это привело к снижению реальной стоимости валюты этой страны в угрожающих масштабах. Этот ускоренный уровень инфляции является тем, что мы называем гиперинфляцией.

В своей книге «Монетарная динамика гиперинфляции» экономист Филип Кейган заявляет, что период гиперинфляции начинается, когда цена товаров и услуг увеличивается более чем на 50% в течение одного месяца. Например, если цена мешка риса вырастет с 10 до 15 долларов менее чем за 30 дней, а с 15 до 22,5 долларов к концу следующего месяца, это будет гиперинфляция. И если эта тенденция сохранится, цена на мешок риса может вырасти до 114 долларов за шесть месяцев и более 1000 долларов за год.

Редкостью является уровень гиперинфляции когда он остается неизменным на уровне 50%. В большинстве случаев она ускоряется настолько быстро, что цены на различные товары и услуги могут резко возрастать в течение одного дня или даже часов. В результате роста цен, доверие потребителей снижается, а стоимость государственной валюты уменьшается. В конце концов, гиперинфляция вызывает своеобразный эффект волны, приводящий к закрытию компаний, росту уровня безработицы и к снижению поступления налогов. Хорошо известные эпизоды гиперинфляции произошли в Германии, Венесуэле и Зимбабве, но многие другие страны также столкнулись с подобным кризисом, включая Венгрию, Югославию, Грецию и многие другие.


Гиперинфляция в Германии

Один из самых известных примеров гиперинфляции имел место в Веймарской Республике Германии после Первой мировой войны. Германия заимствовала огромные суммы денег для финансирования военных действий, полностью полагая, что они выиграют войну и использовали репарации от союзников для погашения этих долгов. Германия не только не выиграла войну, но и должна была заплатить миллиарды долларов в качестве компенсации.

Несмотря на различные дискуссии о причинах гиперинфляции в Германии, некоторые из наиболее часто упоминаемых причин включают в себя: приостановление действия золотого стандарта, военные репарации и безрассудный выпуск бумажных денег. Решение приостановить золотой стандарт в начале войны означало, что количество денег в обращении не имело отношения к стоимости золота, которым владела страна. Этот спорный шаг привел к девальвации немецкой валюты, которая вынудила союзников требовать выплаты репараций в любой валюте, кроме немецкой бумажной марки. В ответ Германия напечатала огромные суммы собственных денег на покупку иностранной валюты, в результате чего стоимость немецкой марки обесценилась еще больше.

В некоторые моменты этого эпизода темпы инфляции росли со скоростью более 20% в день. Немецкая валюта стала настолько бесполезной, что некоторые граждане жгли бумажные деньги, чтобы согреть свои дома, поскольку это было дешевле, чем покупать дрова.

Гиперинфляция в Венесуэле 

Благодаря своим большим запасам нефти Венесуэла поддерживала здоровье экономики в течение 20-го века, но избыток нефти в 1980-х годах, сопровождаемый неэффективным управлением и коррупцией в начале 21-го века, привел к сильному социально-экономическому и политическому кризису. Кризис начался в 2010 году и сейчас является одним из самых сильнейших в истории человечества.  

Уровень инфляции в Венесуэле стремительно развивался, увеличившись с годового уровня в 69% в 2014 году до 181% в 2015 году. Период гиперинфляции начался в 2016 году, отметив 800% -ную инфляцию к концу года, затем 4000% в 2017 году и более 2 600 000% в начале 2019 года.

В 2018 году президент Николас Мадуро объявил, что для борьбы с гиперинфляцией будет выпущена новая валюта (суверенный боливар), которая заменит существующий боливар в размере 1/100 000. Таким образом, 100 000 боливаров стали 1 суверенным боливаром. Однако эффективность такого подхода весьма сомнительна. Экономист Стив Ханке заявил, что сокращение нулей - это «косметическое изменения» и «оно ни на что не влияет, пока экономическая политика остается прежней».


Гиперинфляция в Зимбабве

После обретения независимости в 1980 году экономика Зимбабве в первые годы была достаточно стабильной. Однако правительство президента Роберта Мугабе в 1991 году инициировало программу ESAP (Программа структурной перестройки экономики), которая считается основной причиной экономического коллапса Зимбабве. Наряду с ESAP земельные реформы, проведенные властями, привели к резкому сокращению производства продуктов питания, что привело к большому финансовому и социальному кризису.

Доллар Зимбабве (ZWN) начал подавать сигналы о нестабильности в конце 1990-х годов, а гиперинфляция начались в начале 2000-х годов. Годовой уровень инфляции достиг 624% в 2004 году, 1730% в 2006 году и 231 150 888% в июле 2008 года. Из-за отсутствия данных, представленных центральным банком страны, ставки после июля были основаны на теоретических оценках. 

Согласно подсчетам профессора Стива Х. Ханке, гиперинфляция в Зимбабве достигла пика в ноябре 2008 года при годовом показателе 89,7 секстиллионов, что эквивалентно 79,6 млрд процентов в месяц или 98% в день.

Зимбабве была первой страной, которая испытала гиперинфляцию в 21-м веке и зарегистрировала второй худший инфляционный эпизод в истории (после Венгрии). В 2008 году ZWN был официально оставлен, а иностранные валюты были приняты в качестве законного платежного средства.


Использование криптовалют

Поскольку Биткойн и другие криптовалюты не основаны на централизованных системах, их ценность не может быть определена государственными или финансовыми учреждениями. Технология Blockchain гарантирует, что выпуск новых монет происходит по заранее установленному графику, а каждая единица уникальна и не подвержена дублированию.

Вот некоторые из причин, почему криптовалюты становятся все более популярными, особенно в странах, которые имеют дело с гиперинфляцией, таких как Венесуэла и Зимбабве.

Подобные случаи можно наблюдать в таких странах, как Зимбабве, где в одноранговых платежах в цифровых валютах произошел резкий рост.

В некоторых странах власти серьезно изучают возможности и риски, связанные с введением поддерживаемой правительством криптовалюты, как потенциальной альтернативы традиционной фиатной валюте. Центральный банк Швеции является одним из первых. Другие известные примеры включают центральные банки Сингапура, Канады, Китая и США.


Заключение

Хотя случаев гиперинфляции может показаться немного и они далеки друг от друга, очевидно, что относительно короткий период политических или социальных волнений может быстро привести к девальвации традиционных валют. Снижение спроса на единственный экспорт страны также может быть тому движущей причиной. Как только валюта обесценивается, цены стремительно начинают расти, что в итоге создает порочный круг. Несколько правительств пытались противостоять этой проблеме, печатая больше денег, но лишь одна эта мера оказалась бесполезной и только послужила дальнейшему снижению общей стоимости валюты. Также следует отметить, что по мере падения доверия к традиционной валюте, вера в криптовалюту имеет тенденцию к росту. Это может иметь серьезные последствия для будущего, и того как эти деньги будут рассматриваться в глобальном масштабе.

Loading

What is Hyperinflation?

Share
What is Hyperinflation?
Listen to this article
00:00 / 00:00

All economies experience some level of inflation, which occurs when the average price of goods increases, as the purchasing power of that currency decreases. Usually, governments and financial institutions work together to ensure inflation occurs at a smooth and gradual rate. However, there have been many instances in history where inflation rates have accelerated at such an unprecedented degree that it caused the real value of that country's currency to be diminished in alarming proportions. This accelerated rate of inflation is what we call hyperinflation.

In his book, "The Monetary Dynamics of Hyperinflation," economist Philip Cagan states that hyperinflation periods begin when the price of goods and services increases by more than 50% within one month. For example, if the price of a sack of rice increases from $10 to $15 in less than 30 days, and from $15 to $22.50 by the end of the following month, we would have hyperinflation. And if this trend continues, the price for the sack of rice could rise to $114 in six months, and over $1,000 in one year.

Rarely does the rate of hyperinflation remain stagnant at 50%. In most cases, these rates accelerate so rapidly that the price of various goods and services can increase drastically within one single day or even hours. As a consequence of rising prices, consumer confidence declines and the value of the country's currency decreases. Eventually, hyperinflation causes a ripple effect leading to company closures, increased unemployment rates, and decreased tax revenue. Well-known hyperinflation episodes occurred in Germany, Venezuela, and Zimbabwe, but many other countries experienced similar crisis, including Hungary, Yugoslavia, Greece, and many more.


Hyperinflation in Germany

One of the most famous examples of hyperinflation took place in the Weimar Republic of Germany after the First World War. Germany had borrowed massive amounts of money to fund the war effort, fully believing they would win the war and use reparations from the Allies to repay these debts. Not only did Germany not win the war, but they were required to pay billions of dollars in reparations.

Despite the debate about the causes of Germany’s hyperinflation, some commonly cited causes include the suspension of the gold standard, the war reparations, and the reckless issuance of paper money. The decision to suspend the gold standard at the beginning of the war meant that the amount of money in circulation bore no relation to the value of gold the country owned. This controversial step led to the devaluation of the German currency, which forced the Allies to demand reparations be paid in any currency other than the German paper mark. Germany responded by printing massive amounts of its own money to purchase foreign currency, causing the value of the German mark to depreciate even more.

At some points during this episode, inflation rates were increasing at a pace of more than 20% per day. German currency became so worthless that some citizens burned the paper money to keep their houses warm, as it was cheaper than buying wood.

Hyperinflation in Venezuela

Thanks to its large oil reserves, Venezuela maintained a healthy economy during the 20th century, but the 1980s oil glut followed by economic mismanagement and corruption of early 21st century gave rise to a strong socioeconomic and political crisis. The crisis started in 2010 and is now among the worst in human history.  

Inflation rates in Venezuela increased rapidly, raising from an annual rate of 69% in 2014 to 181% in 2015. The period of hyperinflation started in 2016, marked by 800% inflation by the end of the year, followed by 4,000% in 2017 and over 2,600,000% in early 2019.

In 2018, president Nicolás Maduro announced that a new currency (sovereign bolivar) would be issued in order to fight the hyperinflation, replacing the existing bolivar at a rate of 1/100,000. Thus, 100,000 bolivares became 1 sovereign bolivar. However, the efficacy of such an approach is highly questionable. Economist Steve Hanke stated that cutting zeros is “a cosmetic thing” and “means nothing unless you change economic policy.”


Hyperinflation in Zimbabwe

After the independence of the country in 1980, Zimbabwe’s economy was quite stable during its early years. However, the government of President Robert Mugabe initiated a program in 1991 called ESAP (Economic Structural Adjustment Programme) that is deemed as a major cause of Zimbabwe’s economic collapse. Along with ESAP, land reforms performed by authorities resulted in a drastic drop in food production, leading to a big financial and social crisis.

The Zimbabwe dollar (ZWN) started to present signals of instability in the late 1990s, and hyperinflationary episodes began in the early 2000s. Annual inflation rates reached 624% in 2004, 1,730% in 2006, and 231,150,888% on July 2008. Due to the lack of data provided by the country’s central bank, the rates after July were based on theoretical estimates. 

According to Professor Steve H. Hanke’s calculations, Zimbabwe’s hyperinflation reached a peak in November 2008, at an annual rate of 89.7 sextillion percent, which is equivalent to 79.6 billion percent per month, or 98% per day.

Zimbabwe was the first country to experience hyperinflation in the 21st century and recorded the second worst inflation episode in history (after Hungary). In 2008, the ZWN was officially abandoned, and foreign currencies were adopted as legal tender.


The use of cryptocurrencies

Since Bitcoin and other cryptocurrencies are not based on centralized systems, their worth cannot be determined by governmental or financial institutions. Blockchain technology ensures that the issuance of new coins follows a predefined schedule and that each unit is unique and immune to duplication. 

These are some of the reasons why cryptocurrencies are becoming increasingly popular - especially in countries that are dealing with hyperinflation, such as Venezuela. Similar occurrences can be seen in Zimbabwe, where digital currencies peer-to-peer payments have seen a dramatic rise.

In some countries, authorities are seriously studying the possibilities and risks associated with the introduction of a government-backed cryptocurrency, as a potential alternative to the traditional fiat currency system. The central bank of Sweden is among the first. Other notable examples include the central banks of Singapore, Canada, China, and the US. Although many central banks are experimenting with blockchains, these systems won't necessarily create a new paradigm in terms of monetary policy as their cryptocurrencies are unlikely to have a limited or fixed supply like Bitcoin.


Final thoughts

Although instances of hyperinflation might seem few and far between, it’s clear that a relatively short period of political or social unrest can quickly lead to the devaluation of traditional currencies. Lower demand for the sole export of a country can also be a driving cause. Once the currency devalues, prices shoot up very quickly, eventually creating a vicious cycle. Several governments have tried to counter this problem by printing more money, but this tactic alone has proven to be useless and only served to further decrease the overall currency value. It is interesting to note that as trust in traditional currency falls, faith in cryptocurrency tends to rise. This might have powerful implications for the future of how money is viewed and dealt with globally.

Loading