Что такое Количественное Смягчение (QE)?

Поделиться
Что такое Количественное Смягчение (QE)?
Прослушать статью
00:00 / 00:00

Количественное смягчение (QE) может представлять различные и противоречивые определения. Но, в сущности, это рыночная операция (выполняемая центральными банками), которая увеличивает ликвидность и инфляцию с предполагаемым намерением стимулировать экономику страны, побуждая бизнес и потребителей брать кредиты и тратить больше.


Как это работает?

Обычно операция состоит из того, что центральный банк вкладывает деньги в экономику путем покупки ценных бумаг (таких как акции, облигации и казначейские активы) у правительства или коммерческих банков.

Центральные банки добавляют резервные фонды этих банков-участников (которые хранятся в соответствии с банковской системой частичного резервирования) посредством предоставления нового кредита. Поскольку новый кредит не обеспечен товаром или чем-либо, имеющим физическую ценность, QE по сути создает деньги из ничего.

Поэтому цель QE - увеличить предложение денег, сделав их более доступными стимулируя экономическую активность и рост. Идея состоит в том, чтобы поддерживать низкие процентные ставки, стимулируя кредитование предприятий и потребителей, укрепляя доверие к экономике в целом. Однако на практике QE не всегда работает, и это на самом деле очень спорный ход.

QE - это относительно новая экспансивная денежно-кредитная политика. Некоторые ученые считают, что его первое реальное использование было (спорно) в конце 1990-х годов японским центральным банком (Банком Японии). Это является довольно спорным событием так как экономисты до сих пор обсуждают было ли QE в Японии или нет. С тех пор несколько других стран внедрили QE в целях минимизировать свои экономические проблемы.


Причины Использования Количественного Смягчения

QE был разработан для решения проблем, которые возникли, когда современная банковская система была не в силах предотвратить рецессию. Основной целью QE является повышение инфляции (чтобы избежать дефляции), а корректировка процентных ставок является одним из основных инструментов, который используют центральные банки для контроля над уровнем инфляции. Когда займы и финансовая активность замедляются, центральный банк страны может снизить ставку, чтобы сделать банки более открытыми для выдачи кредитов. Напротив, когда дела идут слишком свободно, когда расходы и кредиты приближаются к рискованным уровням, более высокая процентная ставка может выступать в качестве своего рода стоп-лосса.


Является ли Количественное Смягчение Эффективным?

Вскоре после окончания финансового кризиса 2008 года Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал документ, в котором QE выступала в качестве эффективной нетрадиционной денежно-кредитной политики. Анализ включал в себя пять основных центральных банков: Федеральный Резерв США, Европейский Центральный Банк, Банк Англии, Банк Канады и Банк Японии.

Каждое учреждение использовало уникальную стратегию, но большинство из них резко повысили общую ликвидность рынка. В отчете утверждается, что интервенции, реализованные центральными банками, были успешными и что увеличение ликвидности было необходимо, во избежать затяжного экономического кризиса и краха финансовой системы. 

Тем не менее, QE не всегда эффективно работает и сильно зависит от предпосылок и стратегии. Многие страны, которые экспериментировали с использованием QE (или другого аналогичного подхода), который не дал желаемых результатов. При неправильном управлении, процесс введения денег в экономику и снижения процентных ставок может привести к неожиданным и нежелательным результатам. Ниже мы перечислим некоторые потенциальные преимущества и недостатки.


Потенциальные преимущества и позитивное влияние

  • Больше кредитований: Из-за увеличения средств за счет покупки активов центральным банком, следует поощрять банки с целью выдачи кредитов.
  • Увеличение займов: Потребители и предприятия с большей вероятностью возьмут на себя новый кредит при низких процентных ставках.
  • Большие расходы: Потребители увеличат свои расходы из-за всех новых кредитов и займов, приносящих больше денег. С более низкими процентными ставками.
  • Рост работ: Когда предприятия получают доступ к большему капиталу за счет кредитов и продают больше из-за роста потребительских расходов, им приходиться расширяться и нанимать больше сотрудников.


Потенциальные недостатки и негативные последствия

Многие специалисты выражают обеспокоенность тем, что QE является своеобразной отсрочкой решений более серьезных структурных проблем, которые в конечном итоге приведут к ухудшению экономики. Некоторые потенциальные недостатки:

  • Инфляция: Увеличение денежной массы, вызванное QE, естественным образом создает инфляцию. Конкуренция продукции будет возрастать, в связи с большой циркуляцией денег, но не увеличения предложения товаров. Чем выше спрос, тем выше цены. Если не контролировать это должным образом, темп инфляции роста инфляции может быстро привести к гиперинфляции.
  • Не принудительное кредитование: В QE коммерческие банки должны использовать деньги, которые они получают от центрального банка, чтобы выдавать больше кредитов. Но данный процесс не обязывает их к этому. К примеру, когда QE первоначально применялось в США после финансового кризиса 2008 года, многие банки держали при себе вновь обретенное богатство, вместо того, чтобы распространять его.
  • Множество долгов: Увеличение выгоды от займов может привести к тому, что предприятия и потребители займут больше, чем могут себе позволить, что может повлечь за собой негативные экономические последствия.
  • Воздествие на другие инвестиционные инструменты: Рынок облигаций часто негативно реагирует на резкие изменения и отсутствие стабильности, которое довольно часто встречается после проведения QE.


Примеры

Некоторые страны, чьи центральные банки использовали Количественное Смягчение:

  • Банк Японии: 2001-2006 и 2012 (Абэномика).
    QE не уменьшила количество их финансовых проблем. Японская иена ослабла по отношению к доллару США, а стоимость импорта возросла.
  • Соединенные Штаты: 2008-2014. 
    США осуществили три раунда QE для решения проблем жилищного кризиса и последовавшей рецессии. Экономика восстановилась, но вопрос довольно спорный, произошло ли это из-за QE или нет. В сравнение с Канадой, которая не использовала банковскую практику QE, не показывает заметных отличий.
  • Европейский Центральный Банк: 2015-2018. 
    У Европы были некоторые неудачи, со стабильной инфляции, снижении безработицы и сильной экономикой 2017 года, но она все еще справляется, с не вдохновляющим ростом заработной платы и повышением процентных ставок.


Заключение 

Как нетрадиционная денежно-кредитная стратегия, QE возможно и помогла некоторым экономикам в их восстановлении, но это безусловно крайне спорная стратегия, как и этот вывод. Большинство потенциальных рисков, таких как гиперинфляция и чрезмерная задолженность, еще нигде не произошли, но некоторые страны, которые использовали QE, испытали высокую нестабильность валюты и проблемы в экономических сферах и рынках. Долгосрочные последствия недостаточно ясны, и результаты QE могут быть совершенно разными в зависимости от контекста.

Loading

What is Quantitative Easing (QE)?

Share
What is Quantitative Easing (QE)?

Quantitative Easing (QE) may present different and controversial definitions. But basically speaking, it is a market operation (performed by central banks) that increases liquidity and inflation, with the alleged intention of stimulating the economy of a nation, encouraging businesses and consumers to borrow and spend more.


How does it work?

Usually, the operation consists of a central bank injecting money into the economy by purchasing securities (such as stocks, bonds, and treasury assets) from the government or commercial banks.

The central banks add to these member banks’ reserve funds (which are held in compliance with the fractional reserve banking system) through the extension of new credit. Because the new credit is not backed by a commodity or anything of physical value, QE essentially creates money out of nothing.

Therefore, the purpose of QE is to increase the money supply, making it more accessible as a way to stimulate economic activity and growth. The idea is to keep interest rates low, boosting lending for businesses and consumers and promoting confidence in the overall economy. In practice, however, QE doesn’t always work, and it is actually a very controversial approach, with both defenders and detractors.

QE is a relatively new expansive monetary policy. Some scholars believe that its first real-world use was (arguably) in the late 1990s by the Japanese central bank (Bank of Japan). This is arguable because many economists debate whether Japan’s monetary practices at that time truly constituted QE or not. Since then, several other countries have implemented QE practices as an attempt to minimize their economic woes.


What spurred the use of Quantitative Easing?

QE was devised to address problems that arose when conventional modern banking practices failed to prevent a recession. The primary goal of QE is to increase inflation (to avoid deflation) - and interest rate adjustments are one of the main tools that central banks use to keep the inflation rate under control. When borrowing and financial activity slows down, a country’s central bank can lower the rate to make it more affordable for banks to extend loans. In contrast, when things are a bit too free - with spending and credit are approaching risky levels - a higher interest rate may act as somewhat of a stop gate.


Is Quantitative Easing effective?

Shortly after the 2008 financial crisis has ended, the International Monetary Fund (IMF) released a note where QE was discussed as an effective unconventional monetary policy. The analysis included five major central banks: the US Federal Reserve, European Central Bank, Bank of England, Bank of Canada, and the Bank of Japan.  

Each institution deployed a unique strategy, but most of them dramatically increased the overall market liquidity. The report claims that the interventions performed by the central banks have been successful and that increased liquidity was important to avoid a prolonged economic crisis and a financial system meltdown.

However, QE is not always effective, and it is highly dependent on context and strategy. Many economies that experimented using QE (or a similar approach) didn’t have the desired effects. If not managed properly, the act of injecting money into the economy and lowering interest rates may cause unexpected and undesirable outcomes. Below we list some of the potential advantages and disadvantages.


Potential advantages and positive effects

  • More lending: Because of their increase in funds through the central bank’s purchase of assets, the banks should be encouraged to make more loans.
  • Increased borrowing: Consumers and businesses are more likely to take on new debt when interest rates are low.
  • Greater spending: Consumers will increase their spending because of all the new lending and borrowing generating more money. With lower interest rates, leaving money sitting in savings is not that appealing.
  • Job growth: When businesses have access to more capital through loans and are selling more due to increased consumer spending, they are encouraged to expand and hire more employees.


Potential disadvantages and negative effects

Many specialists express the concern that QE is simply a band-aid for larger, structural problems that will eventually tank the economy. Some potential downsides include:

  • Inflation: The increased money supply caused by QE naturally creates inflation. Competition for products will increase because there’s more money circulating, but no increased supply of goods. The higher demand leads to higher prices. If not managed properly, inflation rates can increase fast, leading to hyperinflation.
  • No forced lending: In QE, commercial banks are meant to use the money they receive from the central bank to offer more loans. But there is nothing in the process that requires them to do so. For instance, when QE was initially applied in the US after the 2008 financial crisis, many banks held on to their newfound wealth instead of spreading it around.
  • More debt: The increased borrowing benefit may lead businesses and consumers to borrow more than they can afford, which can have negative consequences for the economy.
  • Impacts other investment instruments: The bond market often responds negatively to instability and abrupt changes, which are quite common after QE policies take place.


Examples

Some countries whose central banks have used Quantitative Easing include:

  • Bank of Japan: 2001-2006 and 2012-present (Abenomics).
    QE efforts have not eased their financial problems. The Japanese Yen got weaker against the US dollar, and the cost of imports increased.
  • United States: 2008-2014.
    The U.S. implemented three rounds of QE to address the housing crisis and ensuing recession. The economy recovered, but whether it was due to QE is debatable. A comparison to Canada, who didn’t use QE banking practices, reveals no remarkable difference.
  • European Central Bank: 2015-2018.
    The Eurozone has had some hits and misses, with stable inflation, decreased unemployment, and a strong 2017 economy, but it’s still coping with uninspiring wage growth and rising interest rates.


Closing thoughts

As an unconventional monetary strategy, QE may have helped some economies with their recoveries, but it is certainly a controversial strategy, and even that conclusion is debatable. Most of the potential risks, like hyperinflation and excessive debt, haven’t come to fruition in any devastating manner yet, but some countries who have used QE experienced currency instability and a detrimental impact on other economic areas and markets. The long-term consequences are not clear enough, and the effects of QE may be entirely different according to the context.

Loading